Марию Монтессори знают во всем мире как гения в педагогике. Гении – это те, которые в своем стремлении к истине ломают устаревшие правила, они способны шагнуть далеко вперед за рамки и ограничения социальных и научных догм своего времени.
Гении помогают человечеству достичь больших высот, стать людям более счастливыми. Мария Монтессори и поныне остается выдающимся мировым авторитетом в области раннего развития и воспитания.
Благодаря своим прозрениям в понимании детства, она пришла к открытию новых методов обучения, диаметрально противоположных тем, что были приняты в прошлом веке и живущих по инерции в нашей стране и сейчас. Ее методы и подходы к воспитанию и образованию уже в течение века являются передовыми и ведущими во многих странах.
Однажды, серьезно заболев в детстве, она сказала своей матери: «Не бойся, мама… Я не могу умереть. Мне слишком многое предстоит сделать». И ее слова стали пророческими, Мария Монтессори действительно очень много сделала для человечества.
Кто-то давно сказал: устами младенца глаголет истина. И это подмечено правильно, ведь ребенку открыт замысел существования, суть происходящего, благодаря интуитивному видению, свойственному правополушарному мышлению. То, о чем мечтают и утверждают дети, очень часто сбывается в их жизни.
Как известно, раннее детство характеризуется правополушарным мышлением, человеческая логика и интеллект еще не успели сформироваться. Но никто, даже самые близкие люди, не вправе «строить» или «лепить» ребенка на свой вкус и лад, делать из маленького человека то, что им кажется наилучшим для него. В наших генах и в наших полевых структурах запечатлен наш генеральный план развития, как в желуде запланирован дуб.
И каждый ребенок от рождения обладает своим собственным индивидуальным высшим потенциалом, реализовать который он может только в процессе саморазвития. Внутренняя программа наших талантов и способностей разворачивается самостоятельно, когда человек получает любовь, заботу и внимание с самых первых дней своего существования в этом мире, еще задолго до своего рождения, подобно тому, как раскрываются под лучами солнца лепестки прекрасной розы в саду, или как разворачиваются галактики в бескрайних глубинах вселенной.
Теперь известно, что ребенок с момента зачатия обладает впитывающим разумом, он не успел еще надеть на себя «матрицу» общественной морали, логики ложных истин, которую с годами надевают на человека окружающее общество, средства массовой информации, господствующая система взглядов, правил и догм.
“Я сам!” – это требование развивающейся жизни. Кому не знаком этот постоянный возглас здорового маленького ребенка? Тем не менее, мы видим, как он нуждается в том, чтобы родители и воспитатели помогали ему научиться, как это сделать самому. Мы, взрослые, должны всегда с терпением и пониманием предоставлять детям возможность стать самостоятельными и независимыми. Всякий раз, когда мы делаем за ребенка то, что он должен сделать сам, мы ограничиваем и задерживаем его развитие, отбираем его победу, препятствуем исполнению его жизненного плана, портим его характер и судьбу.
С 1898 по 1952 годы Мария Монтессори дарила миру свои достижения, которые явились революционными открытиями в системе воспитания и образования. Во всей ее богатой и плодотворной деятельности глубоко проявилась великая мудрость, бережное отношение и уважение к детям и к самой жизни. Революционным и по настоящее время остается ее утверждение о том, что главное дело учителя и наставника детей - не назидание-научение, а умение наблюдать и понимать ребенка, дать своевременно необходимое и лучшее для развития и роста, «оставить его в покое», когда он трудится над собой.
Наблюдая за здоровыми играющими детьми, мы обнаруживаем, что ребенок счастлив, когда он свободен в своем мире, когда ему позволено действовать в окружающем пространстве и работать своими руками. Именно так мы – взрослые, способны оказать истинную помощь развивающейся жизни - своему ребенку, чтобы он использовал все ресурсы и все имеющиеся у него способности в процессе удовлетворения потребности саморазвития и самореализации, в процессе становления человеком.
Величайшая заслуга Марии Монтессори и наша благодарность ей - за создание Монтессори-материала. С огромной заботой и с научной точностью Мария Монтессори кропотливо в течение сорока лет разрабатывала этот материал, который теперь называют «золотым». Большинству детей взрослые предоставляют игрушки, которые вызывают к себе кратковременный интерес или вообще не интересны для детей. Мария Монтессори обнаружила, и мы постоянно в этом убеждаемся, что дети действительно предпочитают игрушкам работу с развивающими предметами. Кроме того, для организации Монтессори - уроков мы можем всегда использовать многие имеющиеся у нас в доме предметы, а так же приобрести и сделать новые. И на это не требуются большие затраты.