Логопедия занимается не только исправлением звуков, как полагают многие родители, а речью в целом, поскольку она является весьма многогранной структурой, развивающейся с самого рождения у малыша.
С трех месяцев ребенок начинает "гулить" - гы, агы, агу, в восемь месяцев уже пытается лепетать - ма-ма-ма, ба-ба-ба, пи-пи-пи, бу-бу, би-би, а к году уже формируется десяток небольших слов; первые фразы из двух-трех слов формируются к полутора - двум годам ( Дай пить. Мама, иди. Хочу сок.). В два с половиной - три года малыш осваивает развернутую фразовую речь, он говорит предложениями в 3-4-5 слов, может пересказать небольшую сказочку, рассказать о каком-то событии, о своем желании, имея уже немалый словарный запас к этому времени. Полностью сформированная речь уже должна быть к четырем годам. Естественно, все эти сроки являются
Логопедия занимается не только исправлением звуков, как полагают многие родители, а речью в целом, поскольку она является весьма многогранной структурой, развивающейся с самого рождения у малыша.
С трех месяцев ребенок начинает "гулить" - гы, агы, агу, в восемь месяцев уже пытается лепетать - ма-ма-ма, ба-ба-ба, пи-пи-пи, бу-бу, би-би, а к году уже формируется десяток небольших слов; первые фразы из двух-трех слов формируются к полутора - двум годам ( Дай пить. Мама, иди. Хочу сок.). В два с половиной - три года малыш осваивает развернутую фразовую речь, он говорит предложениями в 3-4-5 слов, может пересказать небольшую сказочку, рассказать о каком-то событии, о своем желании, имея уже немалый словарный запас к этому времени. Полностью сформированная речь уже должна быть к четырем годам. Естественно, все эти сроки являются приблизительными, поскольку каждый ребенок является индивидуальностью.
При смещении сроков более чем на три-шесть месяцев непременно нужна консультация в специализированном медцентре. А в два с половиной - три года надо обязательно пройти профилактическое обследование у квалифицированного специалиста, поскольку логопед для ребенка является своеобразным путеводителем в мир правильно развитой речи.
Молчание ребенка в два с половиной - три года или речь, состоящая только из маленьких отдельных слов, свидетельствует о том, что с визитом к специалисту не следует тянуть до трех с половиной - четырех лет, потому что спонтанное появление речи бывает очень редко.
Чаще всего бывают обращения к логопеду при долгом "неговорении" ребенка или при неправильном произношении либо полном отсутствии некоторых звуков, поскольку этот недостаток в речи может заметить каждый. Однако родителями нередко упускаются другие речевые недостатки малыша.
В возрасте ребенка от четырех до пяти лет выясняется, что им:
- коверкаются или сокращаются слова;
- переставляются слоги;
- заменяются одни звуки другими;
- неправильно проговариваются окончания различных частей речи в разных числах, родах и падежах;
- опускаются предлоги;
- не выражается мысль развернутой фразой, не пересказывается сказка или мультфильм;
- освоен низкий словарный запас и нарушается произношение звуков,
тогда следует понять всю серьезность его проблемы с недоразвитием речи и приступить к её исправлению, обратившись в детский логопедический центр. Иначе у ребенка будут трудности во время школьного обучения, если своевременно не устранить проблему с ОНР.
Прежде чем обратиться к логопеду, надо узнать, чем же ещё занимается этот специалист. Ему подвластны:
1) развитие речи при её задержке;
2) обучение чтению и письму в пределах подготовки к школе;
3) формирование таких психических функций, как мышление и память, внимание (если это логопед-дефектолог);
4) заикание;
5) исправление звукопроизношения (при замене, отсутствии или искажении их).
Следует обратить внимание на использование ребенком :
- в три года - всех звуков за исключением шипящих и сонорных;
- в четыре года - всех шипящих - ш, щ, ч, ж;
- в пять лет - сонорных звуков "р" и "л".
Конечно, это условные временные отрезки, но ориентироваться на них не повредит речевому развитию малыша, и консультация детского психолога тоже не будет лишней в данном случае. |