В современном мире все чаще наблюдается тенденция к преобладанию различных нано-технологий, теле и радио «зомбирование» практически всех сторон жизни людей. Поэтому очень важно включить детей в такие виды деятельности, которые развивали бы их творческие способности, приобщали к истокам народной и мировой культуры, формировали эстетический вкус.
Конечно, современная муниципальная и коммерческая система образования предлагает массу различных развивающих «продуктов». Но, приложив минимум усилий и затрат, можно успешно, не напрягая ребенка, развивать его творческие способности в домашних условиях. Как именно? – Спросите вы. Конечно, прежде всего в игре! Ведь игра является ведущим и основным видом деятельности дошкольника. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-то образ в материале, художник создает его в своем воображении, прилагая в этому сознательные волевые усилия.
Как отмечает Е.П. Топалова, яркие, фантазийные, животные образы через нейроэндокринную систему оказываютт воздействие практически на все системы и органы. Например, насыщенные яркие цветовые сочетания увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга и помогают ускорить обмены процессы в организме.
Для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке, можно использовать следующие игры: трубочка, краски, мыльные пузыри.
На твердую светлую поверхность (в идеале – крышка детского столика) наливается небольшое количество мыльного раствора, в который добавляются акварельные краски. Ребенок дует в трубочку, выдувая удивительной красоты цветные мыльные пузыри.
Ладошки и все понемножку. Для детей, которым наскучило традиционное рисование карандашами и красками, можно предложить порисовать ладошками. Для этого берется лист ватмана, в блюдце разводится с водой краска (лучше гуашь). Детям можно надеть фартуки, сделанные из пакета «майка». Дети обмакивают ладошки в краску и делают отпечатки на листе ватмана. Таким образом можно создать композиции «Веселые осминожки», «Осенние листочки» и т.д. Помимо развития творческих способностей, данное упражнение помогает снять психоэмоциональное напряжение, способствует эмоциональной разрядке детей.
Поиграем в аборигенов. Данный вид деятельности можно провести в летнее время на даче или на берегу моря. Дети разрисовывают друг друга красками наподобие аборигенов. Затем художников можно вымыть шлангом или выкупать в море. Игра очень нравится детям.
Кляксография. На листе бумаги наносится клякса. Дети фантазируют, допридумывая образ и дорисовывая нужные детали.